ГОРВОДОКАНАЛ: ПЛАНЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

Совсем недавно Леонид Ларин возглавил коммунальное предприятие «Рубежанское производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства», проще говоря — горводоканал. Далеко не каждый согласился бы на такое назначение. Ведь всем известно, что ситуация на предприятии — критическая… Но не будем о грустном.
Новый руководитель — это новые подходы к делу, новые приоритеты, акценты в работе, кадровая политика.
Чтобы подробнее узнать о первоочередных задачах, стоящих перед коллективом, проблемах и путях их решения, я пригласила директора КП «РПУВКХ», депутата городского совета Леонида Ларина в редакцию. Сегодня он мой собеседник.

— Леонид Иванович, какие запасы воды в нашем регионе, насколько они удовлетворяют потребности городского хозяйства, конкретного человека? Ведутся ли работы по нахождению неразведанных водоносных пластов и кто этим занимается?
— Запасы воды в водоносных горизонтах определяются специализированными предприятиями, а объёмы разрешённых к добыче водных ресурсов утверждаются государством. Объёмы, которые разрешено «поднимать» нашему предприятию по Володинскому водозабору – 14 тыс куб м, по городскому – 10 тыс куб м в сутки. Фактически по двум водозаборам мы ежесуточно добываем около 12 тысяч куб м воды, и, таким образом, не только удовлетворяем потребности своих абонентов, но и имеем запас лимита, который можно будет расходовать при условии роста населения или предприятий города. Водоносные пласты в нашем регионе разведаны. Некоторые предприятия, кроме нашего, также имеют свои скважины.
— Что Вы можете сказать о качестве воды? Каким образом осуществляется контроль за этими показателями?
— Качество воды у нас хорошее. Правда, иногда у жителей города возникают жалобы на наличие хлорного запаха в воде. Так бывает, если содержание активного остаточного хлора находится ближе к верхнему предельному значению — 0,5 мг/дм3, а когда он ближе к нижнему предельному значению — 0,3 мг/дм3, запах значительно слабее и не вызывает нареканий у потребителей.
В соответствии с требованиями нормативных документов, КП «РПУВКХ» постоянно проводит контроль качества питьевой воды и воды артезианских скважин по следующим направлениям: еженедельно — контроль качества добываемой воды со скважин; ежедневно — контроль качества воды в резервуарах чистой воды, магистральных водопроводных сетях; ежечасно — контроль содержания активного остаточного хлора (насосные станции). Также проводится контроль качества воды после устранения аварий в водопроводных сетях.
— Какую основную задачу сегодня решает КП «РПУВКХ», насколько предприятие справляется с выполнением своих функций?
— Наша главная задача – обеспечить населению, предприятиям и объектам соцсферы города круглосуточное и качественное водоснабжение и водоотведение, а главная особенность в том, что мы вынуждены реализовывать её в условиях жёсткого финансового кризиса. Кредиторская задолженность, или, скажем проще, долги предприятия на 1 августа составили свыше 58,5 миллионов гривен, в том числе более 16 миллионов — налоги и сборы. Расчётные счета водоканала уже не первый год арестованы, и администрация не может самостоятельно принимать решения, куда направлять средства — это решают судебные исполнители. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить депутатский корпус и городскую власть за поддержку в решении проблем предприятия. Была оказана помощь в приобретении трубы для замены участков канализационного коллектора по ул. Студенческая в районе горбольницы, Но, к сожалению, не все руководители предприятий города входят в положение водоканала. Так руководством «Промбытресурса» арестован наш спецтранспорт, в частности — гидродинамическая машина, которая ежедневно необходима водоканалу для устранения засоров на канализационных сетях. Также в связи со значительным долгом КП «РПУВКХ» за электроэнергию ООО «ЛЭО» обесточило несколько объектов водоснабжения и водоотведения. Пришлось подключать насосное оборудование к дизельным генераторам, чтобы иметь возможность перекачивать стоки на БХО. И здесь стоимость топлива частично компенсировал город из спецфонда ЧС.
Но, несмотря на тяжёлое экономическое положение, вода жителям города подаётся круглосуточно, аварийные ситуации своевременно устраняются. В августе своими силами устранён порыв и заменено 50 п м напорного канализационного коллектора, ведущего от КНС-1 на КНС-2, пролегающего на глубине до 4 м, что позволило обеспечить бесперебойную перекачку сточных вод.
— Леонид Иванович, охарактеризуйте основные производственные активы КП «РПУВКХ», в каком они состоянии?
— Увы, большая часть активов в плачевном состоянии: изношены водопроводные и канализационные сети (большинство из них проложены 40-50 лет назад), автопарк, значительная часть насосного оборудования на артезианских скважинах, канализационных станциях, очистных сооружениях. Очистные сооружения достались водоканалу от «Красителя», они введены в эксплуатацию в 1976 году и ни разу капитально не ремонтировались. Есть проект их реконструкции. Его стоимость свыше 37 млн грн. Запрос на финансирование проекта подан в Государственный фонд регионального развития.
— Что Вы предпринимаете для поддержания производственной базы предприятия в работоспособном состоянии, с какими трудностями и проблемами сталкиваетесь?
— Мобилизуем все свои силы, усиливаем разъяснительную, претензионную работу, разрабатываем и реализуем мероприятия по энергосбережению и оптимизации работы предприятия, подаём заявки на финансирование из государственных фондов, бюджетов, ищем инвесторов. Чтобы производить собственный гипохлорит натрия для обеззараживания питьевой воды на 2-ом подъёме Володинского водозабора, с привлечением средств ПРООН построена электролизная установка и уже в феврале введена в эксплуатацию. За счёт средств областного бюджета завершаем строительство КНС-4 на пересечении улиц Студенческая и Померанчука, что позволит вывести из эксплуатации значительный участок канализационного коллектора, проходящего через территорию ООО «Рубежанский Краситель» — он давно является аварийным и не обслуживается этим предприятием.
Однако главной, первоначальной проблемой является несоответствие действующего тарифа постоянно растущей стоимости его составляющих, из-за чего предприятие только за 7 месяцев 2018 года понесло убытки в размере 6 336,0 тыс грн. Действующий тариф принят в мае 2015 года. За этот период стоимость электроэнергии, а она является основной составляющей расходов предприятия, возросла по первому классу на 66%, а по второму – на 90% Минимальная зарплата увеличилась более чем в три раза — с 1147 грн до 3723 грн. Кроме того, огромная проблема — должники (в основном население), по которым предприятие ведёт претензионную работу. Однако дебиторская задолженность по состоянию на 1 августа составляет 24,6 миллиона гривен, из них 23,3 млн грн — за услуги водоснабжения и водоотведения.
Также предприятие работает при отсутствии резервного оборудования и с минимальным запасом материалов для выполнения текущих и аварийных работ.
— Расскажите о производственном коллективе, его структуре и укомплектованности согласно штатному расписанию. Какие профессии являются основополагающими, на кого опираетесь в первую очередь, и, если можно, назовите таких специалистов.
— Производственный коллектив — слаженный, много «старожилов», которые работают на предприятии по десять, двадцать лет.
Предприятие состоит из участков водозаборов, водопровода, канализации, очистных сооружений, производственной базы, юридической, абонентской, производственной, транспортной, энергетической, аварийной службы, других подразделений – бухгалтерии, лаборатории. Все участки и службы тесно взаимодействуют друг с другом, каждый выполняет свою функцию.
По штатному расписанию предусмотрено 220 единиц. В настоящее время на предприятии трудятся 207 человек, в том числе 45 ИТР.
— Охарактеризуйте финансово-экономическую сторону вашего предприятия.
— Как я уже говорил, наше предприятие по состоянию на 1 августа задолжало более 58,5 миллионов гривен, в том числе самые значительные суммы — Луганскому энергетическому объединению и городскому бюджету по налогам и сборам. Также более 6 млн грн — наш долг перед «Зарёй», почти 1,5 млн грн – перед «РТЗ». Огорчает непонимание населением трудностей, которые испытывает наше предприятие. Люди считают стоимость наших услуг чрезмерно завышенной, отсюда отказ их оплачивать, так называемые «левые» врезки, магниты и другие ухищрения, которые называются попросту воровством. Контролерами абонентского отдела при обходе своих участков производится разъяснительная работа с абонентами о необходимости своевременной и полной оплаты за полученные услуги по водоснабжению и водоотведению. Особое внимание уделяется работе с должниками, а таких, к сожалению, немало. Вручаются уведомления о сумме имеющейся задолженности и необходимости ее полного погашения.
Хочу заметить, что коммунальное предприятие «РПУВКХ» в соответствии с новым Законом «О жилищно-коммунальных услугах» получает возможность отключать должников от водоснабжения. Мы начнем с тех, кто имеет наибольшие долги, и дойдём до наименьших. Такая возможность заложена в новом Законе, который также предусматривает с 1 января 2019 года введение пени за просрочку платежей в размере 0,01% за каждый день задержки оплаты.
Также новый Закон предоставляет нам право проводить отключения и прекращать услуги по централизованному водоснабжению для должников.
Нами уже начата работа по подготовке отключения должников от сетей централизованного водоснабжения и водоотведения. Поэтому убедительная просьба к абонентам, которые получили предупреждения об отключении коммунальных услуг, подойти в КП «РПУВКХ» для оплаты имеющейся задолженности или заключения договора по ее реструктуризации.
За 8 месяцев текущего года оформлено 36 претензий о взыскании задолженности с предприятий города на общую сумму 439,91 тыс грн, 110 претензий о взыскании задолженности с населения города на общую сумму 342,3 тыс грн (323,1 тыс грн – водоснабжение и водоотведение, 19,2 тыс грн ВДО).
По состоянию на 1 сентября в органах Государственной исполнительной службы находятся 427 исполнительных листов на общую сумму 2 935,8 тыс грн. Абонентам не следует забывать и о том, что имея задолженность по коммунальным платежам за два месяца, они теряют право на получение субсидии.
Городская власть, как я уже упоминал, не стоит в стороне и не закрывает глаза на проблемы нашего предприятия. Только в 2018 году горводоканалу выделены: 128 тыс грн — на приобретение насосного оборудования на КНС-1; 2,3 млн грн — на погашение задолженности по электроэнергии; 259,362 тыс грн — на устранение и предотвращение аварийных и чрезвычайных ситуаций.
— Леонид Иванович, очень злободневный вопрос – стоимость или цена воды. Коммунальные тарифы в наше время не только удивляют людей, но, и, прямо скажем, злят, потому что их рост не поддаётся здравому смыслу. Что ожидает в этом плане рубежан, будет ли изменяться стоимость воды и водоотведения для предприятий?
— К сожалению, тарифы растут не только для людей, что вызывает своего рода цепную реакцию. Я уже говорил о том, как за последнее время увеличились тарифы по электроэнергию для нашего предприятия, выросли затраты на горюче-смазочные материалы, запчасти, услуги сторонних организаций, фонд заработной платы. Наш тариф на водоснабжение и водоотведение «стоит» на месте, что приводит к миллионным убыткам. Без повышения тарифа нам не выжить.
— Вопрос из текущей жизненной ситуации: вдруг пошёл слух, что не будет воды, жители запасаются ею впрок явно сверх необходимости ; или, к примеру, по улице бесконтрольно течёт вода; или забилась канализация, что вызывает, как правило, возмущение прохожих. Что бы Вы посоветовали в таких случаях?
— Совет один – не поддаваться панике. На предприятии круглосуточно работает диспетчер, которому вы можете задать свои вопросы, попросить разъяснений или оставить заявку на устранение аварийной ситуации по телефону 6-22-03. Аварийная служба оперативно реагирует на вызов самостоятельно или с привлечением дневных служб.
— Леонид Иванович, поделитесь планами коммунального предприятия на будущее, чего ожидать жителям города, на что надеяться?
— Планов на будущее у нас много, а вот их реализация зависит от многих факторов, в числе которых — ответственность абонентов водоканала, понимание и помощь городских и областных властей, государства. Приоритет в настоящее время – не допустить повторных отключений наших объектов от электроснабжения, чтобы население города не страдало от перебоев с поставкой воды. До конца года надеемся пустить в эксплуатацию КНС-4, приобрести и установить насосное оборудование для КНС-1.
В 2019 году надеемся получить областное финансирование на изготовление жизненно важных проектов: реконструкцию аварийного канализационного коллектора по ул. Студенческая, строительство второй ветки коллектора от КНС-2 до БХО. Также ожидаем государственное финансирование на проведение реконструкции очистных сооружений.
Мы приложим все усилия для того, чтобы услуги по водоснабжению и водоотведению были оказаны населению и предприятиям своевременно, качественно и по доступной цене.
Итак, конкретные задачи обозначены. Думаю, что для их решения директору горводоканала понадобится огромная выдержка, терпение, целеустремленность и настойчивость. А этих качеств Леониду Ларину не занимать.
Завершая интервью, я поблагодарила Леонида Ивановича за обстоятельные ответы на интересующие нас вопросы и пожелала, чтобы все намеченное обязательно было реализовано.

София ЛАВРЕНЮК