10 лет в творческом порыве

Жизнь нашего города всегда многогранна, а жизнь жителей еще более разнообразна. У одних — это чисто социально-экономический процесс, зарабатывание средств к существованию, у других — творческий взгляд на наше бытие, поиск и тяга к художественным ценностям, литературе, живописи. Об одном из таких людей хочется рассказать нашим читателям, а именно чем этот человек живет, как ему удается сохранить и приумножить художественный уровень своих знаний, передать их окружающим и, прежде всего, молодежи, в целом подрастающему поколению.

Наша газета несколько лет назад публиковала статью о работе изостудии «Радуга», основателем, идейным и художественным руководителем которой уже 10 лет является Виктория Викторовна Маслова. При встрече с ней нельзя не заметить, что этот человек, как говорится, душой и телом предан своей работе, основным содержанием которой является любовь к живописи во всем ее многообразном толковании.
Для Виктории Викторовны рамки школьной программы были малы, они не давали возможности раскрыть детский потенциал в данном предмете, да и взрослые, которые хотели бы осуществить свою детскую мечту научиться рисовать не всегда имеют для этого возможности. Это и побудило ее к созданию собственного художественного центра в виде изостудии. Находясь здесь, можно представить процесс происходящего, поскольку всё говорит и дышит им. Следует заметить, что с 2018г. в изостудии появилась приставка «Арт», что вызвано приходом в изостудию большого количества взрослых учеников, а также новым видом деятельности изостудии — арт-терапией, направленной на улучшение психологического самочувствия человека посредством рисунка.
Осматривая изостудию и общаясь с ее создателем понимаешь насколько здесь серьезный и продуманный подход к процессу обучения. Мы долго беседовали с Викторией Викторовной и, отвечая на мои вопросы, она раскрывала картину учебного процесса, основной мыслью которого есть установка — заниматься изобразительным искусством могут и должны как дети, так и взрослые. «Этот предмет настолько фундаментален, что дает возможность попутно получать знания по анатомии, физике, биологии, истории. Казалось бы, все идет от простого рисунка, а в основе его такой предмет как геометрия. Мало того, рисование развивает качества, которые необходимы людям разных профессий. Все что находится вокруг нас мы изучаем посредством зрения, именно оно дает нам информацию об окружающем мире, природе, цвете, форме предметов. Именно эта способность развивает наблюдательность, возможность в деталях до мелочей рассмотреть объект, а значит и изучить, и понять его. Для меня очень важно, чтобы ученик, который приходит на занятия, полностью погрузился в этот процесс познания. Для этого у нас есть масса возможностей. Это и теоретические занятия и отрисовка схем, просмотр видеофильмов, изучение художников и их манеры написания полотен, обсуждение картин, отработка натурных постановок, живопись маслом, акварелью, гуашью и многое другое. Для тех, кто собирается поступать в Вуз есть отдельное помещение с необходимой материальной базой. В процессе работы ученик ведет тетрадь, в которой записывает всю необходимую для себя информацию, сдает в конце года аттестацию по пройденным темам, пишет реферат о художнике. Очень важно, чтобы на фоне этой достаточно серьезной работы, человек не чувствовал себя связанным, не имеющим выбора. Этот выбор у ученика всегда есть, он может проявлять по максимуму свою фантазию, по каждой тематике может выбрать ту работу, которая будет по душе, может выбрать чем лучше заниматься — графикой или живописью. Я не ограничиваю своих студийцев, считаю, что учитель должен научить ученика самовыражению, а не только теоретическим знаниям. Только тогда в нём загорится искорка, которая впоследствии даст возможность написать свою картину и выбрать живопись своей основной специальностью или же сохранить интерес к ней в течении всей жизни, сделав рисование своим хобби. Для взрослых учеников, которые в современных условиях часто перегружены, рисование даёт настоящий отдых и разгрузку. Тут срабатывает фактор чистого наслаждения процессом. Когда мы рисуем, нам хочется все больше переносить творчество в другие сферы: в работу, быт, в отношения, в занятия с детьми. Нам становится легче придумывать новое, находить оригинальные подходы, видеть мир другими глазами. Французский писатель Дени Дидро говорил: «Страна, в которой учили бы рисовать так, как учат читать, превзошла бы скоро все страны во всех искусствах». Наверное, это высказывание можно было бы назвать главной линией в обучении наших студийцев. Рисовать — как читать!».
Как говорит Виктория Викторовна, она не ждет одаренного ученика, который будет постепенно, вместе с ней, шаг за шагом, учиться понимать живопись совсем по-другому, чувствовать этот мир иначе, смотреть на предметы другими глазами. Она подчеркнула, что хочет воспитать и развить талант, который в ребенке уже есть.
«Сколько раз за время своей работы звучали слова: «Я не смогу, мне сказали, что я не умею рисовать, у меня никогда не получится…». И как спустя время ты видишь, что ученик удивляется своей собственной выполненной работе, с восхищением говорит и смотрит на творение рук своих. Нет ничего более дорогого для педагога, чем этот свет, чем эта радость, чем это счастье от горящих глаз твоего ученика.
Еще очень хорошо, — продолжает Виктория Викторовна, — когда ты работаешь в связке с родителями. Они понимают, что это процесс не быстрый, что на него уйдет много времени прежде чем появятся первые результаты. Кому-то нужен год занятий, а кому- то и 5 лет мало. Хотим ли мы, чтобы ребенок развивался и получал новые знания, или хотим, чтобы он выбрал искусство своей профессией. И в одном, и в другом случае нужны усердие, стремление добиваться желаемого со стороны ребенка, помощь, терпение, одобрение, поддержка его на этом пути со стороны взрослого.
Как часто мы хотим быстрых, сиюминутных результатов, как часто у многих создается неправильное представление о предмете рисование. Именно это и мешает раскрыться таланту ребенка. Родители, которые занимаются со своими детьми, в полной мере понимают труд создания рисунка. Они видят на каждом занятии эти «шажочки, миллиметры», которые в конечном итоге выливаются в серьезные работы. Тем более что основной рабочий график — это время после уроков в школе, или занятий в техникуме, институте, а для взрослых нужно и психологически перестроиться, влиться в работу с другим настроением. Писать картину в плохом настроение — это материализовать свои ощущения на холсте. Есть у нас и занятия выходного дня, когда приезжают ребята с микрорайона южный, Варваровки, либо приходят те, кто не попадает на занятия во время рабочей недели».
Как выяснилось в процессе беседы, летом работа изостудии не заканчивается. Два дня в неделю, выбрав для себя удобное время, ученики пишут работы вне программы или заканчивают то, что не успели сделать во время учебного года. Поступающие в вуз отрабатывают академический рисунок.
Уже 10 лет изостудия работает на седьмом микрорайоне с группами детей и взрослых разных возрастов от 5 лет и выше. Трудно сказать какого возраста здесь нет. Это и 10, и 20, и 40, и 60 лет. Для занятий живописью нет ограничений, было бы желание. Группы обычно формируются по возрастам, но есть и смешанные, где по словам Виктории Викторовны происходят очень интересные беседы, когда старшее поколение обменивается мыслями, знаниями и опытом с младшим. Хотя иногда бывает и наоборот. «У нас одна большая дружная семья, — говорит Виктория Викторовна, — естественно, что и интересы нашей семьи многогранны. Во время перерыва, за чашкой чая можно услышать и о модной диете, и о новом зале фитнеса, о мультфильме, о прочитанной интересной книге, о поездке по турпутевке, об увиденных новых местах, о придуманном салатике или сшитом платье, поездке на концерт или покупке собаки. Это наш мир, он и веселый, и грустный, творческий и неповторимый.
В изостудии редко бывают случайные люди. Обычно они сразу отсеиваются и остаются только те, кто готов трудиться независимо от возраста. Даже окончив студию, а это для младших 5 лет занятий, для старших 3 или 1 год, общение и совместная работа не прекращаются. Со многими выпускниками мы встречаемся или переписываемся в Фейсбук, кто-то возвращается спустя какое-то время окунуться в наш творческий мирок, кто-то подтянуть знания в этой области, а кто-то просто проведать педагога».
Виктория Маслова гордится тем, что за 10 лет работы студии двадцать учащихся выбрали своей специальностью изобразительное искусство, охватив следующие вузы и колледжи: Киевский национальный университет культуры и искусств (КНУКиИ), Киевский национальный университет строительства и архитектуры (КНУСА), Национальная академия изобразительного искусства и архитектуры (НАИИА), Национальный педагогический университет имени М. П. Драгоманова (НПУ), Крымский государственный университет (графический дизайн), Харьковская государственная академия дизайна и искусств (ХГАДИ), Харьковская государственная академия культуры (ХГАК), Колледж Луганской государственной академии культуры и искусств, Брянковский колледж Луганского национального университета имени Тараса Шевченко. Из 8 человек, которые получили свидетельства в этом году, четверо собираются связать свою жизнь с изобразительным искусством.
В беседа с основателем изостудии мы узнали, что среди выпускников есть и самодеятельные художники, такие как Анна Рафикова, которая делает собственные персональные выставки, или ребята, которые пишут картины на заказ. Совсем недавно стало известно, что у нашей выпускницы Тамилы Хриненко была персональная выставка в Америке. «Особенно приятно бывает узнавать, что выпускник, который выбрал для себя совершенно другую профессию, занятия живописью не оставляет. Я горжусь своими учениками, их маленькими и большими победами, которых много было за эти годы. Так, в 2013 году наши ребята изобразили на плитах перед исполкомом сказочные цветы, птиц и бабочек, которые радовали глаза жителей в холодное время года. Прошло 5 лет, но до сих пор на плитах еще просматривается творение моих дорогих студийцев, которые работали над этим необычным рисунком. А это Алина Флора, Валерия Колодочка, Симона Кияшко, Наталья Квасова, Денис Некрасов, Даниил Жук, Ксения Красикова.
В 2015 году на конкурсе пленэрной живописи «Весенняя палитра Рубежного» в номинации до 12 лет победителем стал Егор Конищий. В следующем году он получил диплом за первое место во всеукраинском конкурсе «Спасатель профессия героическая». В 2016 году Даниил Онопко получил приз в номинации «Оригинальность» на конкурсе «Город химиков — город нашей мечты», к столетию завода «Заря». Также в этом конкурсе была награждена Юлия Боцман, билборд с рисунком которой был размещен напротив гостиницы.
Если вы бываете в южной части города и гуляете в парке, на стенах кафе двух залов вы увидите забавных человечков и животных, которые нарисованы учениками нашей студии: Лерочкой Колодочкой, Катюшкой Тюленевой, Юлечкой Боцман, Анечкой Лазник.
В этом году нас порадовали своими победами на городских конкурсах Гоша Михайленко, Вика Кочерга, Мирослава Бордюгова, Егор Хорев, Дарья Река, Анечка Внукова. Даринка Гунченко стала Лауреатом VІ междуродного Интернет-конкурса рисунка «Марка дружбы». Также в международном выставочном центре в Киеве прошла самая большая выставка современного прикладного искусства в Украине «Handmade-expo» Весна 2018, финалистами в разделе конкурса «АРТ Країна Kids» стали Лена Литвинова и Дарина Гунченко. Работа Ирины Литвиновой в номинации «АРТ Країна Декор» заняла второе место.
Результаты студии можно увидеть также на ежегодных отчетных выставках во Дворце культуры, которые обычно проходят в апреле-мае, на празднике Дня семьи, на праздничных городских мероприятиях».
Завершая нашу беседу, нельзя было не спросить у Виктории Викторовны о планах на будущее АРТ изостудии «РАДУГА». «В этом плане, — отметила основатель художественного центра, — есть соображение создать несколько групп для взрослых людей, внедрить новый курс обучения, опирающийся на арт-терапию, которая интересует меня с каждым годом все больше. Именно поэтому я снова пошла учиться, теперь уже по специальности арт-терапия, так как этот вид деятельности пересекается с моей работой. С нового года планирую начать проводить мастер классы по разным направлениям арт-терапии. И конечно же — повысить статус заведения за счет наработанной базы и новой программы, которая сейчас в разработке, подготовить себе помощника из круга своих учеников. Ну и, наверное, выполнить капитальный ремонт студии. Спонсоров у нас нет, да и кто будет помогать маленькому частному предпринимателю, которому нужно делать все самостоятельно. А вообще, планов очень много, но главное, чтобы для их осуществления хватило жизни».
25 августа у АРТ изостудии «РАДУГА» первый юбилей, и Виктория Викторовна попросила передать несколько слов через нашу газету всем выпускникам студии и их родителям.
«Дорогие мои выпускники, дорогие родители выпускников! Сколько бы не прошло времени, чтобы не происходило, единственное, что останется неизменным, это мои теплые воспоминания о том времени, когда мы с вами были вместе. Я всех вас помню и люблю. Всегда рада, когда забегаете в гости, пишите или звоните.
Дорогие нынешние студийцы и их родители, бабушки и дедушки, тети и дяди, все, кто вовлечен в наш творческий процесс — всех нас с праздником!
Для моих новых учеников, которые придут к нам в студию, хочу сказать: не бойтесь, у вас все получится, я буду рядом, жду вас в новом учебном году. Надеюсь, у нас еще будет много юбилеев, много творческих успехов и побед!».
На этой мажорной ноте мы попрощались с этим неординарным творческим человеком и пожелали ей всяческих успехов и, как сейчас часто говорят, удачи.